Печать
Категория: Морзе
Просмотров: 256

Фабиан Курц, DJ1YFK, создатель сайта LCWO.NET, на выставке HAM RADIO 2011 в городе Фридрихсхафен, представил свой доклад "Betriebsart CW – Morsen lebt!". Видео я найти не смог, но зато существует файл презентации на немецком и английском языках. Поделюсь с Вами выдержками, которые меня заинтересовали, относительно сайта LCWO.NET. Свои примечания буду курсивом выделять.

О авторе:

Фабиан Курц, DJ1YFK

LCWO.NET - курс изучения кода Морзе, основанный на web-технологиях и созданный автором в 2008 году. Фишка сайта в том, что он предназначен не только изучения кода Морзе с нуля, но также для повышения мастерства опытных/профессиональных CW операторов (радистов).

Все результаты тренировок сохраняются в базе данных, которая позволяет легко выводить статистику для контроля процесса обучения. Существуют списки достижений, которые позволяют конкурировать с другими пользователями сайта, а также форумы и пользовательские группы которые позволяют общаться с другими пользователями. (Списки достижений в изучении кода Морзе это тупо, а форум там ну очень какой-то ... ограниченный)

В LCWO.NET зарегистрировано более 25000 уникальных пользователей (инфа на 2011 год, по данным на сейчас (конец 2018 года) их уже более 99000).

На графике показано количество попыток на конкретных уроках. Каждый урок представлен новым буквой, символом или знаком препинания, начиная с "К" и "М" в первом уроке: Полная серия выглядит так:

K M U R E S N A P T L W I . J Z = F O Y , V G 5 / Q 9 2 H 3 8 B ? 4 7 C 1 D 6 0 X

Конечно, основная выделенная закономерность - это чем больше урок  по номеру тем меньше сделано попыток. Одна из причин этого, это то что бросают и отказываются от обучения азбуки Морзе. Вторая причина - это то, что люди быстро обучаются т.е. с каждым уроком им требуется меньше времени и попыток на изучение очередной новой буквы т.к. большинство букв они уже знают. (Это интересно. т.е. мозг понял что от него хотят, адаптировался и обучается быстрее). 

Наиболее интересной вещью, которую показывает график это то, что спад не является постоянным. Для изучения одних букв требуется мало попыток (буквы "P" и "T"), другие похоже более трудны для изучения и требуют больше попыток, например "L". (Ну у меня действительно P и T быстро выучились, а L пока учу, но требует она гораздо больше попыток чем предыдущие две)

Для опытного радиста эти результаты могут показаться обескураживающими. Буква L имеет очень отчетливый и ритмичный звук, казалось бы она должна выучиться легко. (Я это кстати упоминал в свое предыдущей заметке. По моему мнению тут дело не в букве L, а в необходимости мозга встроить её в свою "картину мира") С другой стороны последовательности из одинаковых и периодичных звуков на удивление легки для обучения.

Аномалия на 40м уроке объясняется тем, что люди использующие метод Коха, после окончания обучения наращивают скорость приёма.

Этот график аналогичен предыдущему, но учитывает не количество попыток, а уникальных пользователей изучающих определенный урок. Для показа этого графика было две причины:

Во-первых, выяснить на самом ли деле вывод сделанный из предыдущего графика что, одни буквы легче учить, чем другие. Тот факт, что снижение этого графика довольно устойчиво и не показывает каких-либо аномалий в уроках, которые были идентифицированы, как с очень простые или трудными буквами, подтвердите, что это правда.

Во-вторых, интересно было выяснить как много из тех кто начал обучение (из тех 2000), полностью его закончит? Судя по 39 уроку их остается около 10%. Некоторая аномалия возникает на 40м уроке, где хорошие 20% пользователей сделали несколько попыток. Как правило большинство пользователей уходят на первых уроках. Самый крутой спад это после 3го урока, где должны быть известны четыре буквы (KMUR)

Каждый кто преподавал знает о высоком уровне отсева. Но неужели он так высок (90%)? Есть вещи о которых нужно помнить: многие пользователи могли пропустить некоторые уроки, чтобы побыстрей добраться до конца. Вероятно поэтому на 40м уроке в два раза больше пользователей чем на 39м. К тому же статистика взята с "живой" базы и всё еще большое количество пользователей может находится на 40м уроке.

Как обычно бывает со статистикой, можно немного поиграться с параметрами, типа порога вхождения для "серьёзного" пользователя. Например брать не 100, 300 попыток как граничное условие. Тогда количество "серьезных"  пользователей упадет до 370. Но 100 из них в конце (27%), а другие 100 из них всё еще обучаются. Звучит чуть лучше, но опять же это зависит от порога который мы выбрали. 

Итак какие выводы можно сделать из всего этого? Во-первых, существуют "трудные и "легкие" буквы. И они несколько отличаются от "трудных" и"легких" букв  опытных операторов.

Все эти выводы в дальнейшем будут влиять на развитие сайта LCWO.NET и можно надеяться, что количество пользователей, кто отсеивается по пути к успешному изучению азбуки Морзе - сократится.